macsimka (macsimka) wrote,
macsimka
macsimka

Category:

On-One Macinato XS для Антона



Начав кататься на синглспиде (велосипеде с одной скоростью), я безумно полюбил спринт! Именно в его скоростном понимании! Мне кажется, что самый главный секрет удовольствия заключен не в высокой частоте вращения педалей, а в динамике разгона. В самом процессе набора скорости! Это то самое характерное чувство, когда начинаешь ритмично крутить педали все быстрее и быстрее, и все вокруг начинает двигаться мимо тебя с нарастающей скоростью, а поток ветра набегает навстречу все сильнее и сильнее, но не останавливает, а как будто покорно пропускает тебя в иное измерение! Кажется, стоит на долю секунды закрыть глаза, и ты обнаружишь себя, открыв их, совсем в другой реальности, в другом переплетении пространства и времени...

Рано или поздно зима заканчивается! Бескрайние снежные равнины сменяют узкие полоски асфальта, а катание на лыжах сменяет наше самое любимое семейное увлечение - катание на велосипеде. В этом году наступило время сменить велосипед для моего сына Антона. На двухколесном велосипеде он научился кататься еще в возрасте 5-6 лет. Тогда для него был приобретен замечательный Cube Kid 200, которому мной как-то было посвящено подробное сообщение - Первые шаги



Но время шло! Антону в этом году уже должно исполнится 9 лет. Он вырос из своего горячо любимого велосипеда, и мне в голову пришла сумасшедшая идея собрать для него настоящий взрослый дорожный синглспид, но только в маленькой ростовке.

На эту мысль я натолкнулся в тот момент, когда обнаружил в коробке на балконе купленную давным-давно по неизвестной причине раму On-One Macinato в очень маленькой ростовке 48 мм. Это рама для дорожного синглспида или фикседгира (велосипеда с фиксированной передачей - без свободного хода). У нее низко расположена каретка и, соответственно, рама должна иметь достаточный запас в стендовере для того, чтобы рослый девятилетний ребенок смог на ней безопасно кататься. Сейчас Антону 8 лет и 9 месяцев, он имеет рост 150 см и длину ноги по внутреннему шву 70 см. Измерения показали, что в собранном виде велосипед на раме On-One Macinato в ростовке 48 см будет иметь стендовер 68 см (запас в 2 см), а эффективная длина верхней трубы в 53 см обеспечит удобную длину посадки при использовании выноса длиной 70 см. Осталось найти достаточно узкий руль с подъемом, не длинные шатуны и подобрать удобное для ребенка передаточное соотношение.

При выборе передаточного соотношения я ориентировался на то, каким был этот параметр у детских и подростковых советских велосипедов, а так же на мои наблюдения за тем, какое из семи доступных передаточных соотношений Антон пользовался чаще всего на своем многоскоростном Cube Kid 200. Тут вышла небольшая заминка. Для колеса диаметром 700 мм необходимое передаточное соотношение должно составлять 18/16 зубов! Реализация такого маленького передаточного соотношения потребовала использования триаловских шатунов под фривил (DICTA 18Т). Сзади решил использовать трековую звезду на 16 зубов с локрингом, а свободный ход был реализован за счет фривила, накрученного на правый шатун. Линия цепи немного перекошенная (трековая звезда - 41,5 мм, шатун под фривил дал ровно 45 мм), но триалисты меня заверили, что в подобном сетапе 4-5 мм - совсем не криминал, и у них иногда бывает смещение до 1 см. В минусе оказалась длина шатунов. Шатуны для триала - большая редкость в наших магазинах, и мне удалось найти только длинные - 175 мм. Для ребенка с длиной ноги 70 см многовато, да и оверлап (пересечение передней части стопы с краем переднего колеса) получился очень большой.

В первый же вечер после сборки велосипеда мы с Антоном поехали прокатиться в скверике недалеко от дома. Поздно вечером при свете фонарей накатали почти 7 км. Велик ребенку ужасно понравился, но шатуны покороче были бы немного удобнее. Впрочем, сам Антон был в восторге абсолютно от всего, и на все мои замечания о несколько жестковатом седле и длинных шатунах он отвечал только одно: "Ты, папа, пожалуйста, только ничего не меняй в этом велосипеде - он такой замечательный, быстрый, легкий и удобный!" Впрочем, оверлап на редкость не стал проблемой - ребенок уверенно делал развороты на 90 градусов на полном ходу.

Вот так выглядел велосипед сразу после сборки...


Трансмиссия представляет собой смесь трекового велосипеда и велосипеда для триала. У меня дочка когда-то начинала с велосипеда Школьник. Там при колесах 20" стояло что-то типа 32/18 зубов. Я взял за основу похожую укладку. В принципе, рама на вырост, а фривил можно потом спереди поставить и чуть большего размера...


Фреймсет On-One Macinato перевернул все мои представления о том, какая резина может влезть в клещевые тормоза! В частности, тут мы видим, что в раму спроектированную под клещевые шоссейные тормоза short-reach с запасом влезает 28 мм на МТБ-шном ободе шириной 24 мм...


На следующий день у нас получилось покататься основательно. Антон накатал в два приема 21 км - утром до школы примерно час, и вечером после школы - еще минут 45! На спуске ему максимально удалось разогнаться до 22 км/час, а на равнине он раскручивал передачу 18/16 до 100-110 оборотов шатуна в минуту и свободно ехал со скоростью 15-16 км/час. Наша велосипедная прогулка затянулась допоздна, но фотки-таки получились неплохие, мне кажется.

Ссылка на полную фотогаллерею...
Фотоальбом: Драйв-тест On-One Macinato XS

Мы катались в без остановки, поэтому первые фотографии мне пришлось делать на ходу...


В этот вечер я в полной мере убедился в правильности информации, почерпнутой на зарубежных велосипедных форумах о том, что опытному высококлассному велогонщику оверлап не может затруднить прохождение крутых виражей на приличной скорости...


В том, что скорость перед заходом на вираж была достойная велогонщика-трековика международного класса можно убедиться по этой фотографии, где автоматика камеры не успевала среагировать на прохождение велосипедистов. В результате получилась вот такая фотка двух велосипедистов-призраков...


Кстати, внимательное наблюдение за ребенком, катающимся на велосипеде, позволило сделать интересные выводы насчет того, что является наиболее естественным для человека в плане катания на велосипеде.

Fixedgear (глухая, или "трековая" передача)
Мой Антон начал уверенно ездить на двухколесном велосипеде в 6 лет. Это была 20-дюймовая реплика горного велосипеда с колесами шириной 1.75" и многоскоростной трансмиссией (со свободным ходом, разумеется). Первое, что бросилось в глаза - это явные повадки фикседгирщика! Ребенок, не смотря на наличие свободного хода, упорно продолжал крутить педали в непрерывном режиме. Он крутил их на равнине, крутил во время езды с крутого спуска (не забывая, при этом, усердно жать на тормоза), он ловко заезжал на высокий бордюр под острым углом... продолжая крутить педали с частотой 100 оборотов шатуна в минуту если бы у него заклинило фрихаб (заднюю втулку со свободным ходом), то я узнал бы об этом далеко не сразу! После таких наблюдений я буду долго относиться с сомнением к заявлениям о том, что езда на фикированной передаче является менее естественной, чем езда со свободным ходом.

Маневрирование и прохождение поворотов
Оказалось, что для ребенка вполне естественно правильное положение педалей при повороте. Может быть я даже не обратил бы внимание на один удивительный факт, если бы не страшенный оверлап на новом велосипеде. Дело в том, что я никогда не говорил ребенку о том, как надо проходить повороты, и он сам естественным образом выработал несколько основных навыков. При прохождении крутого поворота "внутренняя" педаль вверху, а "внешняя" - внизу. Поворот предпочитает проходить не за счет поворота руля, а наклоном велосипеда. При чем, велосипед "кладет" в поворот, а тело старается держать ближе к вертикальному положению.

Частота вращения педалей
У любого ребенка имеется явная тенденция к высокой частоте вращения педалей. Это я замечал на примере не только своего Антона, но и на примере многочисленных ребятишек, с которыми мы неизбежно пересекаемся во время наших велопрогулок. Практика показывает, что естественная частота вращения педалей для ребенка составляет примерно 100-110 оборотов шатуна в минуту. Когда у Антона был выбор, какую передачу поставить на 7-скоростной кассете, то он попробовал одно-другое, и сам как-то незаметно остановился на передаточном соотношении 32/20 при колесе 20". Не трудно было определить наиболее предпочтительную частоту вращения педалей, соотнеся между собой это передаточное соотношение, среднюю скорость за поездку и мгновенные скорости в различных местах. Получилось, что люди, проектировавшие советские Школьники, Уральцы и Ветерки, кое что понимали в насущных нуждах маленьких велосипедистов. По крайней мере, "навороченный горник" CUBE KID 200 довольно скоро стал использоваться моим сынишкой в режиме самого обычного советского Школьника Вот только к весу велосипеда дети относятся гораздо более чувствительно, чем на это рассчитывали советские велоконструкторы. Разница в 1,5-2 кг очень болезненно сказывается на детском восприятии от катания, не говоря уже о том, что транспортировка велосипеда на второй этаж для ребенка может превратиться в колоссальный стресс. Все это в итоге и сподвигло меня на сборку для своего 8-летнего сына легкого и удобного синглспида дорожного типа. Между прочим, Антон мне сразу сказал, что по гравийке и плохому асфальту ему гораздо лучше едется на колесах 700х28 мм, чем на его "горном" велосипеде с колесами 20"

Да, мне кажется, что при планировании подготовки юных велосипедистов в спортивных школах первоочередное значение надо уделять именно развитию нервно-мышечной координации, а не физическим кондициям. Так же, следует помнить, что "сенсорный период" для развития этих качеств приходится на достаточно ранний возраст. Тем не менее, мне кажется, что в крайности тоже вдаваться не стоит. Нужен какой-то разумный компромисс между развитием силы и скорости. А вот большие объемы равномерных нагрузок и нарабатывание общей выносливости - это точно то, что никак не надо рекомендовать детям до достижения 18-летнего возраста. Все успехи в видах на выносливость, достигнутые в раннем возрасте носят, к сожалению, обратимый характер.

Небольшое дополнение: как собрать синглспид с очень маленьким передаточным соотношением

Необходимость в таком решении может возникнуть по ряду причин. Возможно, вы столкнетесь с ней при сборке односкоростного велосипеда для ребенка. Возможно, вы захотите собрать простой и надежный синглспид для езды в горной местности. Детали, которые вам понадобятся, не являются эксклюзивными. Практически все перечисленное ниже можно найти в магазинах, торгующих запчастями для моторизированных велосипедов.

Мною трансмиссия велосипеда для ребенка была построена на основе шатунов для триала. Использовалась эта модель...



На правом шатуне есть валик, на котором вырезана спиралеобразная канавка - что-то типа резьбы с широким шагом. На этот валик накручивается муфточка (на фотографии она золотистого цвета), которая имеет стандартную резьбу под фривил.

В принципе, на шатун для триала, расчитанный на использование фривила, можно накрутить резьбовую трековую звезду. Можно даже доработать посадочное место так, чтобы накрутить локринг (гайку, фиксирующую звезду, и не дающую ей открутиться, когда крутишь педали в обратную сторону). Тогда на шатунах для триала можно собрать отличный велосипед с "глухой" передачей - фикседгир. Разумеется, если сзади на колесе использовать фривил, то спереди на шатунах для триала можно использовать трековую звезду без локринга.

В продаже можно так же найти основание - аналог обычного фривила, но со съемной звездочкой...


К этому основанию приобретается стандартная звездочка. Есть два стандарта крепления звездочки к такому основанию...

Center hole thread is 1.37 x 24 tpi, 5 bolt pattern diameters is 2.63 inches. One 5 bolt pattern features 5 mm threaded holes and the other clearance holes for 6 mm bolts.

Звездочки для фривила-основания встречаются в продаже в наборе 24, 30, 36, 40, 44 и даже 48 зубов...


Если использование монолитной звезды на 48 зубов покажется вам излишне тяжеловесным и не эстетичным решением, то вы можете приобрести стандартный переходник с фривила-основания на один из обычных стандартов передних звезд с BCD 104, 110 или 130 мм. Например, переходник с фривила-основания на самую обычную синглспидную звезду с BCD 130 мм выглядит вот так...


Шатуны, рассчитанные на использование фривила или фривила-основания для съемной звезды, используются не только в велосипедной дисциплине триал. Такие шатуны, конечно же можно найти в числе деталей для моторизированных велосипедов. Шатуны для триала редко встречаются длиной меньше 170 мм (хотя я видел в продаже минимум 160 мм). Для моторизированных велосипедов можно встретить точно такие же шатуны длиной от 152 до 175 мм...

Tags: Антон, мой дом, синглспид, тренировки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments